Форма кроны в ландшафтном дизайне

Возможно, это самое ценное, но и самое бесполезное для начинающего дизайнера знание. Как использовать в композиции то, что не вызывает в вашей голове отчетливого образа? Ответ на этот вопрос (пусть не такой простой, как хотелось бы) существует. Поскольку именно форма посадок определяет пространство сада, а оттенки, фактура и прочие декоративные свойства лишь усиливают ее звучание, полезно приложить усилия, чтобы научиться концентрироваться именно на ней.

Не расставайтесь со справочником

Организованный в алфавитном порядке справочник по древесным растениям – абсолютно необходимая вещь для каждого, кто хочет создать декоративный сад. Даже самое дорогое издание, которое можно себе представить, будет стоить 3–4 тысячи рублей – это цена всего лишь нескольких неудачно купленных растений. Но можно обойтись и гораздо меньшей суммой, тем более что идеальных изданий не бывает. В слишком толстых, подробных справочниках приходится долго искать нужную страницу, их неудобно возить с собой в питомник или на рынок.

Остановитесь на компактном издании, включающем 150–200 видов растений, основных для вашей климатической зоны. Наиболее ценная и нужная вам информация – форма, высота и ширина кроны, зимостойкость, требования к освещенности, почве и влажности. Покупая книгу, убедитесь, что эти сведения указаны для каждого вида. Если растение подходит для стрижки и создания топиарных фигур или изгородей, это также должно быть обозначено. Заинтересовавшись тем или иным видом, всегда открывайте справочник и читайте описание его параметров, рисуя их в своем воображении.

Не торопитесь с покупкой

Редкий продавец не попытается подвигнуть вас на покупку, как бы невзначай заметив, что вы держите в руках последний экземпляр редчайшего сорта, подобного которому не сыщешь во всей округе. Тем не менее берите только то, что задумали, о чем успели собрать достоверную информацию и для чего в вашем саду точно найдется место. Не впадайте в покупательский ажиотаж.

Используйте растения, форму которых можно задать стрижкой

Есть страны, в которых, кажется, что ни сад – то произведение искусства. Множество садоводов, никогда не учившихся профессии ландшафтного дизайнера, достигает большого успеха в составлении садовых композиций. Иногда у них это получается лучше, чем у заправских ботаников, знающих наизусть сотни латинских названий. Секрет этого успеха – на поверхности, присмотритесь к заграничным фотографиям. Такие сады часто имеют четкую пространственную структуру, заданную деревьями и кустарниками всего нескольких видов. Эти виды способны принимать различные объемы и формы под воздействием стрижки. Такие растения – пусть не самая эффектная, зато, может быть, самая эффективная часть ассортимента, позволяющая решать много задач и избегать ошибок.

Наблюдайте

Увидели в парке красивое дерево или куст? Подойдите ближе и попробуйте определить, что это. Обнаружили интересное растение у соседей? Спросите название. Понравилась композиция на фотографии в журнале? Прочитайте подпись или попытайтесь самостоятельно определить ее состав. Обязательно отмечайте про себя форму и размер крон, сверяясь с собственным ростом или измеряя проекцию шагами, где это возможно. Даже если вы не фиксируете эти наблюдения (не делаете вырезок, фотографий, записей), они все равно принесут вам пользу – подсознание само «отметит галочками» те деревья и кустарники, которые могут быть вам наиболее полезны. Вы вспомните о них, когда это понадобится.

Не бойтесь планировать абстрактно

Не беда, если вы пока плохо знаете растения. В конце концов все многообразие древесных крон можно грубо свести к нескольким группам: округлые (шаровидные, яйцевидные, овальные, подушковидные), пирамидальные (с различным отношением высоты и ширины основания), плакучие (с поникающими ветвями), раскидистые (имеющие вид рыхлой массы не всегда читаемой формы), распростертые (вытянутые по земле) и зонтиковидные. Мысленно заполняйте свободные места в саду подходящими геометрическими объемами и подбирайте растения с нужными параметрами по справочнику. Ищите, что образует, например, полушарие диаметром 1,5 м или конус определенной ширины и высоты. Корректируйте планы в том случае, если убедились, что точного соответствия не найти.

На цвет и фактуру смотрите тогда, когда есть несколько кандидатов на одно вакантное место. Игра оттенков и света на поверхности кроны может существенно усилить художественное впечатление от объемной композиции, но не может его заменить.

Форма кроны в ландшафте

Пирамидальные кроны образуют четкие вертикали. Они значатся в справочниках как конусовидные, веретенообразные, колонновидные. Обращайте внимание на ширину основания по отношению к высоте. Широкопирамидальные кроны выглядят массивными, устойчивыми. Узкопирамидальную крону образно называют «восклицательным знаком» в саду – она акцентирует внимание на себе и прилегающем пространстве. Осматриваясь, вы обязательно остановите взгляд на такой кроне. Используйте ее, чтобы привлечь внимание к самым красивым группам, перспективам, строениям. И не злоупотребляйте «восклицательными знаками» в саду.

Плакучие кроны не только притягивают внимание, но и направляют взгляд на то, что расположено ниже. Используя растения с плакучими кронами, тщательно выбирайте место. Они подчеркивают красоту водоемов, строений, растительных композиций, размещенных под ними, привлекают в уютные уголки, обрамленные свисающими ветвями. Они так же, как и пирамидальные, создают в композиции «горячую» вертикаль, которая должна уравновешиваться – например, плоскостью водоема, горизонтально вытянутой композицией или группой растений с округлыми кронами.

Округлые кроны объединим в одну группу – в их использовании много общего. В зависимости от нюансов строения округлая крона может быть обозначена как овальная, яйцевидная или обратнояйцевидная, шаровидная, подушковидная. Но все они близки к шару – правильному или деформированному. Пожалуй, в небольшом саду они служат одним из основных средств создания пространственной структуры. На примере деревьев и кустарников с округлой кроной легче освоить такие понятия, как баланс и ритм. Подобные кроны обычно не имеют просветов, выглядят «увесистыми», создают картину наполненности и спокойствия. Желательно располагать округлые объемы равномерно – если в одной части пейзажной картины их много, а в другой значительно меньше, композиция может получиться несбалансированной. Чередование округлых крон разного размера или разной степени «сплюснутости» создает в пейзажной картине ритм, позволяя объединить протяженную композицию общей идеей.

Раскидистые, или шатровидные, кроны (иногда их называют «нерегулярными», «пейзажными») отличаются стихийным, трудно прогнозируемым развитием. Их используют, чтобы оттенить строгость геометрических форм, придать саду естественность. В зрелом возрасте раскидистые деревья и кустарники могут создавать драматические картины – их кроны обычно обладают пустотами и просветами, обнаруживающими линии ветвей, и выглядят очень живописно.

Распростертые кроны достаточно коварны. Покупая такие растения, многие не учитывают их будущего размера. Взрослый кустарник с распростертой кроной может накрыть своими ветвями площадь до 4 кв. м и даже более. Всегда сверяйтесь со справочником, выбирая определенный вид или сорт и в зависимости от этого ищите ему применение. Чаще всего это будет эффектная горизонталь на переднем плане довольно крупной композиции.

Рубрики

Рубрики Выберите рубрику 90 годы YouTube Австралия Аким Яков Лазаревич Английский язык Андерсен Ганс Христиан Антуан де Сент-Экзюпери Артюхова Нина Михайловна Астафьев Виктор Петрович Бальмонт Константин Дмитриевич Барто Агния Львовна Баруздин Сергей Алексеевич Белорусские сказки Берестов Валентин Дмитриевич Бианки Виталий Валентинович Биология Биссет Дональд Братья Гримм Бунин Иван Алексеевич Былины Векторная алгебра Великобритания Военные песни Волков Александр Мелентьевич Воронько Платон Никитович Высшая математика Гайдар Аркадий Петрович Гарин-Михайловский Николай Георгиевич Гауф Вильгельм Гелиантус География Геометрия ГИА Голявкин Виктор Владимирович Горький Алексей Максимович Губарев Виталий Георгиевич Гюго Викто́р Мари́ Даль Владимир Иванович Детские песни Детское питание Дифференциальные уравнения Дорамы Дошкольное образование Драгунский Виктор Юзефович ЕГЭ Ершов Петр Павлович Жан де Лафонтен Жуковский Василий Андреевич Заходер Борис Владимирович Зощенко Михаил Михайлович Иван Иванович Хемницер ИЗО Интересные факты Информатика История Каминский Леонид Давидович Каникулы Ки́плинг Ре́дьярд Киноклуб Композиторы Компьютерные игры Крылов Иван Андреевич Кумиры Куприн Александр Иванович Лермонтов Михаил Юрьевич Линейная алгебра Литература Литературное чтение Лунин Виктор Владимирович Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович Марк Твен Маршак Самуил Яковлевич Математика Математический анализ Межпредметные олимпиады Мейстер Максим Мемы Ментальная арифметика Мифы Древней Греции Многочлены Мошковская Эмма Эфраимовна Музыка Музыкальная литература Мультфильмы Начальная школа Некрасов Николай Алексеевич Новости образования Носов Николай Николаевич Образование Одоевский Владимир Федорович Окружающий мир Олимпиада по английскому языку Олимпиада по информатике Олимпиада по истории Олимпиада по литературе Олимпиада по математике Олимпиада по русскому языку Олимпиады Олимпиады по ОБЖ Остер Григорий Бенционович Пантелеев Леонид Паустовский Константин Георгиевич Переменка Пермяк Евгений Андреевич Песенник Пивоварова Ирина Михайловна Постников Валентин Юрьевич Праздники Преображенская Лидия Александровна Притчи Пришвин Михаил Михайлович Пушкин Александр Сергеевич Рабочая программа Ремизов Алексей Михайлович Русские народные сказки Русский язык Сеф Роман Семёнович Скребицкий Георгий Алексеевич Славянские сказки Соколов-Микитов Иван Сергеевич Солженицын Александр Исаевич Сольфеджио Степанов Владимир Александрович Стихи Тесты на деление Тесты по дорамам Тим Собакин Толстой Алексей Николаевич Толстой Алексей Константинович Толстой Лев Николаевич Топелиус Сакариас Трутнева Евгения Фёдоровна Тютчев Фёдор Иванович Украинские сказки Усачёв Андрей Алексеевич Ушинский Константин Дмитриевич Фет Афанасий Афанасьевич Физкультура Философия Франция Французский язык Хоринская Елена Евгеньевна Чарушин Евгений Иванович Человек и общество Чеповецкий Ефим Петрович Черчение ЧИП Что посмотреть? Чуковский Корней Иванович Шарль Перро Шибаев Александр Александрович Эрнест Сетон-Томпсон

Сегодня, подбирая древесные растения для дачи, мы стараемся вписать их в определенный стиль усадьбы, найдя достойные места в саду, не задумываясь над тем, какое воздействие будет оказывать зеленый «питомец» на вас, сформировавшись в красивое дерево или кустарник. Часто красивые деревья превращаются в семейные, любимые всеми членами семьи.
Однако дотошные ботаники и подключившиеся к ним психологи подметили, что одни силуэты древесных приводят нас в восторг, другие же, наоборот, угнетают, усиливая чувство беспокойства и тревоги.
Различные силуэты у древесных растений создает форма их кроны. По-своему интересна неправильная, раскидистая форма, которая встречается у некоторых видов дубов (Quercus), вязов (Ulmus), ивы ломкой (Salix fragilis), сосны обыкновенной (Pinus sylvestris), шелковицы белой (Morus alba) и др.
Это важно
Любуясь силуэтами деревьев, важно учитывать расстояние от точки обзора. Лучшим расстоянием для наблюдения считается двух-, трехкратная высота взрослого растения.
Помимо раскидистой формы ряд древесных пород имеет естественные четкие геометрические кроны, но, прежде чем их рассмотреть, остановимся на некоторых закономерностях, применяемых в живописи и архитектуре. Известно, что наиболее статична — горизонтальная линия; вертикальная, устремленная вверх, умеренно динамична, а наклонная кажется потерявшей равновесие, падающей, поэтому она очень динамична и ее принято считать самой неспокойной, выражающей два движения: динамику устремления ввысь и динамику падения. Исходя из этого, следует, что активизирующей способностью обладают формы крон деревьев, которым присуще пластическое движение, выражающее нарастание или устремление вверх.
Коническая или пирамидальная форма деревьев обладает динамикой устремленности вверх и динамикой падения наклонных линий боковых сторон.
У многих деревьев, имеющих коническую форму крон, впечатление динамичности усиливается благодаря ступенчатым очертаниям силуэта, образуемым концами ветвей. Так, деревья с приподнятыми кверху ветвями: ель сибирская (Picea obovata), граб обыкновенный (Carpinus betulus ‘Fastigiata’) и др. могут активизировать все функции тела человека и способствовать творческой и жизненной активности, но плохо влияют на людей с холерическим темпераментом. Такие растения нуждаются в пространстве для равномерного роста. Хвойные с дугообразно загнутыми кверху ветвями: пихта сибирская (Abies sibirica), ель сербская (Picea omorica), ель обыкновенная (Picea excelsa), лиственница сибирская (Larix sibirica), наряду с общим стимулирующим характером конической кроны, имеют несколько угнетающее воздействие.
Деревья с ветвлением в строго горизонтальных линиях: пихта одноцветная (Abies concolor), ель канадская (Picea canadensis), ель колючая (Picea pungens) – ее разновидности с горизонтально вытянутыми ветвями оказывают более мягкое активизирующее воздействие, чем предыдущие. Виды, с опущенными вниз ветвями: кипарисовик Лавсона (Chamaecyparis lawsoniana), можжевельник виргинский (Juniperus virginiana), кипарисовик нутканский (Chamaecyparis nootkatensis), ель колючая — ее разновидности с поникающими ветвями, ель Смита (Picea smithiana) и др. воздействуют на человека угнетающе, поддерживая чувства депрессии и меланхолии. Однако позитивно такие формы влияют на мечтательных людей, философов, которые склонны к уединению и размышлению о смысле жизни.
Все конические формы деревьев хороши как в солитерных, так и ритмических посадках, где их воздействие усиливается.
Колонновидная форма дерева, очерченная двумя вертикальными линиями, устремленными ввысь, создает образ, увлекающий взор вверх, вдоль стройного и в достаточной мере уравновешенного объема. Такое дерево можно считать умеренно стимулирующим, вызывающим возвышенные мысли и чувства. Динамика нарастания высоты колонновидного дерева более спокойна, чем динамика конической формы, потому что такая форма имеет обычно довольно прямые боковые очертания, к тому же расположенные параллельно, а не наклонно и в разных направлениях, как у конических деревьев.
Колонновидные формы встречаются у граба обыкновенного (Carpinus betulus ‘Frans Fontaine), можжевельника обыкновенного (Juniperus communis ‘Suecica’, ‘Hibernica’, ‘Meyer’), тиса ягодного (Taxus baccata ‘Fastigiata’), туи западной (Thuja occidentalis ‘Columna’, ‘Brabant’, ‘Wojtek’) и др.
Рядовые посадки, группы, аллеи колонновидных деревьев и кустарников создают настроение праздника, имеющее оттенок строгой торжественности и парадности. Такие формы словно созданы для различных элементов оформления регулярных садов; кроме того, они могут найти себе место и в свободных композициях.
Шаровидная и яйцевидная формы деревьев имеют контур замкнутого круга, что и придает им статичный характер, создавая ощущение умиротворения и покоя. Считают, что мягкое очертание таких форм может поддерживать душевное равновесие, способствуя сохранению психических сил. Как правило, деревья с шаровидной формой кроны, а также кругло подстриженные вечнозеленые растения воздействуют на человека положительно.
Шаровидные формы крон встречаются у боярышника колючего (Crataegus oxyacantha ‘Carrierei’), клена полевого (Acer campestre ‘Nanum’), туи западной (Thuja occidentalis ‘Globosa’, ‘Golden Globe’, ‘Hoseri’) и др. Сегодня в продаже некоторые шаровидные формы предлагают привитыми на штамбе. Это такие породы как клен остролистный (Acer platanoides ‘Globosum’), клен ложноплатановый (Acer pseudoplatanus ‘Brilliantissimum’), катальпа бигнониевидная (Catalpa bignonioides ‘Nana’), ясень обыкновенный (Fraxinus excelsior ‘Nana’), вишня кустарниковая (Prunus cerasus ‘Umbraculifera’), робиния лжеакация (Robinia pseudoacacia ‘Umbraculifera’).
Шаровидные формы придадут партеру с доминированием круглой темы большую торжественность, гармоничность и законченность.
Зонтикообразная форма кроны деревьев характеризуется вытянутостью ее в горизонтальном наиболее статичном направлении, поэтому она действует успокаивающе. Дерево, имеющее крону в виде зонтика, создает образ, защищающий и охраняющей человека, находящегося под этой кроной. Зонтичные формы характерны для сосны итальянской (Pinus pinea), сосны крымской (Pinus pallasiana), сосны приморской (Pinus pinaster) и др.
Букетовидная форма с многочисленно расходящимися от земли стволами, раскидистыми, свободно очерченными кронами, характеризуется динамикой наклонных стволов и оживляющими контурами. Образ такого дерева считают активно стимулирующим психику человека, привлекающим внимание и способствующим развитию фантазии. На юге такая форма кроны встречается у тиса ягодного, сосны алеппской (Pinus halepensis), метасеквойи глиптростробовидной (Metasequoia glyptostroboides) и др.
Деревья с повисшими ветвями — плакучие формы, создают образ полной пассивности, имеющий оттенок грусти. Это успокаивающий фактор, направляющий эмоции в сторону минора и задерживающий волевые импульсы. Однако, на меланхоликов и флегматиков они могут оказать отрицательное воздействие, продлевая состояние депрессии.
Плакучие формы встречаются у граба обыкновенного (Carpinus betulus ‘Pendula’), бука лесного (Fagus sylvatica ‘Pendula’), софоры японской (Sophora japonica ‘Pendula’), шелковицы белой (Morus alba ‘Pendula’), березы бородавчатой (Betula pendula) и др. Последняя всегда вызывала чувство ностальгии и любви к родине – России.
В последнее время в оформлении сада, террас стали использовать древесные однодольные в кадках и с укрытием, имеющие своеобразную экзотическую форму. Это: юкки, пальмы, бамбук.
Считают, что такая форма суккулентного растения как юкка (Yucca), похожа на молнию; воздействует агрессивно, но может быть помощником для боязливых людей, которые хотят чего-то достичь. На холериков же, напротив, она оказывает плохое воздействие и может довести их до взыровоопасного состояния; вносит беспокойство. Листья юкки на концах несут колючки, поэтому она может быть превосходным стражем.
Своеобразный облик пальм всегда привлекал внимание людей. Считают, что пальмы укрепляют и концентрируют положительную энергию и способствуют продуктивной умственной деятельности; они обеспечивают гармоничную атмосферу, смягчают негативную энергию. Подмечено, что пальмы помогают скромным робким людям обрести позитивное отношение к себе, а тем, кто старается угодить всем, но не любит и не ценит самих себя, они помогают найти внутреннее душевное равновесие и «сладить с самим собой». Особенно благотворно действуют пальмы на людей, которые не могут выразить свои чувства, не могут рассказать о своей агрессии, унижении, разочаровании, Люди, которые остро нуждаются в любви, испытывают особенную тягу к пальмам. Однако, такие пальмы с жесткими листьями, как трахикарпус Форчуна (Trachycarpus fortunei) и хамеропс низкий (Chamaerops humilis) способствуют проявлению агрессии и смелости, помогают при достижении цели, защищают от приходящих извне негативных влияний.
Интересны экзотические бамбуки – древесные злаки с красивыми филигранными листьями и преимущественно зелеными длинными полыми стеблями (соломинами), в междоузлиях которых находится паренхима, содержащая кремневую кислоту. Благодаря ей, эти растения, в эзотерическом смысле, могут служить хранителями информации. Бамбук положительно воздействует на человека: он как катализатор, и как уравновешивающий фактор. Считают, что бамбук может усиливать творческие способности и чувствительность. Кроме того, из-за гибкости и одновременно прочности в фэн-шуй он считается воплощением энергии и прагматических способностей.
Забавные формы крон растений естественные и искусственные, получающиеся при помощи стрижки, воздействуют положительно, вызывая «бурю» положительных эмоций не только у родителей, но и детей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *