Искусство китайского сада, его символика и философия


Культура Востока насчитывает несколько тысячелетий и очень сильно отличается от западной, европейской. Сады Китая создавались под влиянием двух религий – даосизма и буддизма, что наложило свой отпечаток. Главные принципы, лежащие в основе создания китайских садов, – это глубочайшее уважение и любовь к природе, свободная, то есть пейзажная, планировка, попытка воссоздать в миниатюре природные ландшафты, наделенные особой прелестью и красотой.
Сады в Китае можно смело назвать национальной гордостью. Это самая настоящая отдельная культура и даже отдельное направление в искусстве. Именно в искусстве, потому что творения китайских садоводов можно сравнивать с настоящими произведениями искусства.
Китайские сады и парки были известны задолго до нашей эры. Еще в документах, датированных IV-III вв. до н.э., можно найти научно обоснованные теории, следуя которым садовники создавали удивительные по красоте и смысловому наполнению сады и парки и учили видеть, осознавать и почитать красоту природных ландшафтов.

Уже в древнейшем китайском каноне – «Книге Песен» – упоминается «радость парка». В 1267 г.заложен императорский парк в Пекине с двумя искусственными озерами. На Северном море (Бэйхай) насыпали остров, ассоциирующийся с мифическим островом Пэнлай в Восточном океане – обителью даосских бессмертных. В XVIII веке сложился ещё один столичный комплекс – парк-дворец Ихэюань (Парк Безмятежного отдыха или Сохранения гармонии), в композиции которого тоже доминировало озеро с искусственной горой. Сочетание «гор» и «вод», напоминавшее о Мировой горе и Мировом океане, осталось в традиции дворцовых парков простейшим и самым устойчивым символом мироздания.

Садоводам Китая, в отличие от европейских садоводов, чуждо присутствие четких геометрических форм в устройстве сада. Китайские сады создаются по принципу гармоничного сочетания природы во всем разнообразии ее форм. Для европейцев подобный подход к садоводству был настоящим сюрпризом. И благодаря влиянию очарования китайских садов, с XVIII века в садовом искусстве Англии появился пейзажный стиль. Мода на сады в природном стиле пришлась по вкусу не только англичанам. Она разошлась по всей Европе и до сих пор не утратила своей актуальности.

По своему функциональному назначению объекты ландшафтной архитектуры Китая можно подразделить на семь основных категорий:
императорские сады и парки;
парки императорских погребальных комплексов;
условно благоустроенные ландшафты;
парки на основе природных ландшафтов;
сады и парки храмов и святилищ;
сады и парки жилых резиденций;
городские сады и парки.

Китай является самой древней цивилизацией в мире, с культурным и историческим наследием, уходящим вглубь веков на пять тысяч лет. Китайские сады и парки впечатляют своей долгой историей и архитектурными стилями. Китай — большая страна. Настолько большая, что на ее территории можно встретить практически все разновидности природных ландшафтов. Здесь находятся одни из самых высоких гор в мире, длинные реки и жаркие пустыни, множество пастбищ, небольшие участки горно-тундровых лесов и оазисы тропических лесов. Большинство людей, тем не менее, живут в низинных районах юго-востока Китая в пригодных для сельского хозяйства местах.

Китайцы считают сады и парки одним из направлений искусства. Планируя ландшафтные работы, они желают достичь абсолютной гармонии, классических пропорций и баланса. Искусство китайского сада тесно связано с пейзажной живописью, которая является не буквальной имитацией природного ландшафта, а квинтэссенцией сути и духа. Это своего рода пейзаж, написанный в трех измерениях и созданный человеческой рукой как подражание божественному творению.

Только после понимания исторического процесса социального развития Китая и культуры страны в целом можно сформулировать художественные идеи и концепцию дизайна сада или парка в особенном национальном стиле.

Классические китайские сады и парки

Классические китайские сады и парки сочетают национальную архитектуру с живописью, каллиграфией, поэзией, резьбой, архитектурой, разнообразной флорой и элементами неживой природы, представленной живописными ландшафтами и практичными функциональными постройками. Они предполагают наличие естественного ландшафта, чтобы посетитель смог в полной мере ощутить единение и гармонию с природой.

Китайские сады обычно состоят из пагод, павильонов, террас, беседок, разнообразного рельефа с непременным наличием пруда или озера, дополненного мостами. Многообразие приемов ландшафтного дизайна, накопленных с древних времён, делают обстановку уникальной и неповторимой, в зависимости от ракурса, с которого человек знакомится с предложенным ландшафтным решением. В этом заключается невероятная художественная привлекательность китайских садов.

Классические китайские сады и парки подразделяются на две группы: императорские и частные. Императорские парки построены с размахом, занимают большую территорию. К наиболее известным стоит отнести: парк Летнего дворца, который находится в 15 километрах к северо-западу от Пекина; парк Чэнду в провинции Хэбэй, занимающий площадь 564 гектара, что в два раза больше площади Летнего дворца; парк Бэйхай; парк Чжуннаньхай к западу от Запретного города.

Чэнду в провинции Хэбэй состоит из двух частей: дворцовой площади и живописного парка, в котором располагаются озеро, равнины и холмистые местности. Площадь озера занимает 58 гектаров. Островки, мосты и запруды делят водоем на несколько частей различных форм и размеров. В парке есть и горячие источники, и каскады водопадов, и ручьи. Недаром этот парк был излюбленным местом отдыха императоров династии Цин и их семей. Парк был разбит по образцу южных садов и построен по приказу императора Цянь-луна, который правил с 1737 по 1795 год.

Легенды божественных садов

Китайское садово-парковое искусство имеет долгую историю. Уже в одиннадцатом веке до нашей эры во времена династии Западная Чжоу были места, в которых императоры и благородные люди могли охотиться и отдыхать. Согласно легенде, дошедшей до наших времен, великий император, основатель династии Цинь Ши Хуанди был одержим поисками эликсира вечной жизни. Он снарядил экспедицию в Гималаи, чтобы найти горную вершину, на которой обитают мифические бессмертные. Бессмертные не были найдены, но идея создания имитации мест их обитания нашла свою реализацию в эпоху правления династии Хань. Сад для отдыха мог стоить значительных людских и материальных ресурсов. После того, как было завоевано шесть других царств, появился сад на южном берегу реки Вэй. Император Хань Уди, родившийся в 156 году до нашей эры, во время своего правления разбил около императорского дворца озерно-островной сад с тремя прудами, посреди которых возвышались рукотворные горы, воспроизводившие горы Пэнлай, Инчжоу и Фанчжан, символизирующие святые горы в Восточно-Китайском море. С тех пор люди стали восхищаться осознанием рукотворности невероятных ландшафтов, а вода и камни стали лейтмотивом китайского садово-паркового ансамбля.

Зарождение традиций садово-паркового искусства

Во времена правления династии Цинь, а затем и Хань, на стыке первых тысячелетий стали появляться императорские парки и охотничьи угодья. Ландшафтные парки и сады, имитирующие живую природу, появлялись и в период Южной и Северной династий, продолжали развиваться во времена династий Тан и Сун. Эти сады достигли своего апогея и по масштабу, и по архитектурному совершенству во времена правления династий Мин и Цин. Большинство древних садов и парков, сохранившихся до нашего времени, демонстрируют неповторимые решения садово-паркового дизайна представленного периода.

Садово-парковое искусство периодов правления династий Вэй и Цзинь

В периоды династии Вэй и Цзинь, появилась острая конкуренция среди правящего класса, и царства находились в состоянии хаоса из-за общественных волнений. В то же время это был период, полный относительно свободных мыслей, мудрости и творческого духа в искусстве. Политическая нестабильность и изменчивая жизнь привели к некоему пессимизму. Тем не менее, миграция интеллигенции на юг породила массу красивейших рукотворных пейзажей. Наслаждение пейзажами и посещение самых красивых мест стали неотъемлемой частью жизни образованного сословия. Садово-парковое искусство этого периода приобрело значительное развитие. Проектирование садов стало модным явлением. Эти частные сады по своей художественной задумке не сильно уступали императорским. Одновременно с развитием буддизма появилась новая форма садово-паркового искусства, представляющая собой дорогу к храмам.

Частные сады династий Тан и Сун

После 300 лет хаоса политический режим стал значительно стабильнее в период правления Сун и Тан. Экономика выздоровела, стали развиваться города и королевские дворы. Император Вэнь династии Сун разбил сад в городе Дасин, а император Ян создал Западный сад в восточной столице Лоян. Во времена династии Тан был настоящий бум ландшафтного дизайна. Знать и чиновники могли похвастаться садами в столице, большинство из которых были сосредоточены в юго-восточном районе. В древней книге «Знаменитые сады Лояна» Ли Гэфэя было описано двадцать четыре королевских сада. После того, как династия Юань захватила Южную династию Сун, Китаем начали управлять иностранцы. Этнические и классовые противоречия становились все ожесточеннее. Экономика находилась в состоянии стагнации, стало быть, не было и значительных достижений в развитии ландшафтного дизайна.

Уникальность садово-паркового искусства Китая

Великий немецкий философ Гегель однажды сказал: «Подлинные бессмертные произведения искусства остаются доступными и доставляют наслаждение всем временам и всем народам». Это в полной мере можно отнести к садово-парковому искусству Китая.

Китайская нация в процессе длительного исторического развития проживала на землях, богатых ресурсами и плодородными почвами, с разнообразными ландшафтными пейзажами. Эти предпосылки постепенно сформировали социальные явления, культуру и идеологию с уникальными национальными особенностями, отразившимися и в садово-парковой культуре, принимаемой людьми во всем мире.

Философия китайского сада

Китайское садово-парковое искусство в древности основывалось на своеобразной философии: природа рассматривалась как единство и борьба двух противоположных начал, находящихся в равновесии: мужского Ян и женского Инь. Они наполняют природу во всех ее проявлениях – при смене времен года, смене дня и ночи, в камнях, воде, растениях. Кроме этого, все элементы природы наделялись энергией и «дыханием» (понятие «ци») и находились в постоянном движении и развитии.

Человек при этом не противопоставлялся природе, как это имело место в западной культуре, а гармонично вписывался в нее, являлся частью единого целого, имел свой путь, жил в соответствии с основными законами Вселенной. Позднее, с приходом в Китай буддизма, который проповедовал преимущество Природы и ее сил над человеком, появилось понятие «Просветленная природа» – стремление к совершенству человека при помощи медитации, созерцания, духовного слияния с природой.


Китайские сады создавались для общения с природой: утренних и дневных прогулок, медитаций, вечернего созерцания луны, для дождливой и солнечной погоды, служили для отдыха души и тела.

Все это определило основные принципы создания китайских садов: свободный, природный стиль, отсутствие какой бы то ни было симметрии, уважение к окружающему ландшафту, отсутствие нарочитого украшательства, создание гармоничных микроландшафтов, имитирующих природные, выраженная символика всех элементов сада, использование немногих, но несущих большую смысловую нагрузку природных акцентов (камни, растения, вода).

Четыре стихии садово-паркового искусства Китая

Китайские сады выражают космогонию, основанную на слиянии конфуцианских, даосских и буддийских постулатов. Каждая из религий, исповедуемых в Китае, предлагает свои пути для достижения духовной свободы, объединяет их общее уважительное отношение к природе. Древние китайские сады демонстрировали баланс противоположностей, встречающихся в окружающем мире, которые для даосов выражаются в таких понятиях, как «инь» и «ян». К примеру, камни символизируют мужскую силу «инь», тогда как вода — женскую «ян».

Важнейшей отличительной особенностью китайского сада является, несомненно, взаимодействие компонентов, находящихся в динамической гармонии с водой, камнем, растениями и архитектурой. Вода является кровью жизни и живым пульсом Земли. Камень олицетворяет прочность и устойчивость. Он применяется в качестве рельефных компонентов, в виде всевозможных мостов, двориков и дорожек. Каменные глыбы символизируют горы, обитель бессмертных, земную твердыню, стремящуюся к небесам. Нет ничего случайного в китайских садах, так, каждый растительный элемент полон символизма и ассоциаций. Тщательно подбираются деревья, кустарники, цветы и водоросли, чтобы отразить замысел творца. Важно всё: структура, текстура, изящество, тонкость, гармония, глубокий культурный и философский подтекст.

Свойства растений выгодно подчеркиваются благодаря взаимодействию с водой, камнем и архитектурными элементами. Многоэтажные павильоны задают перспективу, небольшая открытая веранда приглашает к размышлению, чайхана манит освежиться в её тени и призывает к неторопливой беседе. Каждый китайский сад создает атмосферу, в которой природа, искусство и люди находятся в гармонии. Сады Китая — подтверждение щедрости природы, они демонстрируют все природные богатства страны. Их пейзажи характеризуются крутыми горами, многочисленными равнинами, умиротворяющими озерами и драматическими водопадами.

Основные элементы сада в китайском стиле

Атрибуты китайского стиля, которые применяются для создания садов, использовались европейцами еще в 19 веке, но зачастую без понимания их скрытой символики. Рассмотрим главные из них.


«Окна в саду» – небольшие проемы на уровне глаз в садовых стенах, которые выполняют ту же роль, что и лунные ворота. Они бывают двух видов: первые – в виде рамы, в которой запечатлена «садовая картина»,

вторые – сами по себе произведения искусства, имеют кованую или каменную решетку с красивым орнаментом или изображением дерева, сквозь них тоже видны «садовые картины».

«Лунные ворота» – отверстия различной формы (круглые, квадратные, прямоугольные, в виде лепестка) в человеческий рост во внутренних стенах, которые делят сад на зоны.

Их основное предназначение – открывать перед нами новые виды по мере продвижения по саду. В то же время «лунные ворота» служат необычными рамами для живых картин, приглашают посмотреть на них.

Входные ворота – обычно прямоугольной формы, всегда имеют крышу, часто окрашены в яркие цвета (красный, коричневый). Могут быть достаточно просто и скромно устроены в небольшом саду, но ворота в парки обычно имеют большие размеры, красивую, изогнутую в китайском стиле крышу и богато украшены.

Декоративный водоем – важнейшее украшение и атрибут китайского сада. Вода в виде озер, прудов, ручьев символизирует женское начало. Она представлена огромными озерами в парковых ансамблях и небольшими прудами в центре частных садов. Вокруг таких прудов, часто населенных ярко окрашенными карпами кои, строилась садовая композиция.

Камни олицетворяют сильное мужское начало Ян, их наделяют душой. Ландшафт китайского сада определяется двумя главными составляющими – камнями и водой. «Горы» из камней символизируют бессмертие – важный аспект китайской философии.

Для китайского сада используется более ста разновидностей камней, особенно ценятся старые, сложной формы, поднятые со дна моря камни.

Беседки и павильоны – им в китайском саду отводится важная роль. Они выполняются в традиционной манере с изогнутыми крышами из бамбука, часто богато украшены. Размещают беседки и павильоны на берегу или в центре пруда.Они также несут в себе скрытую символику и тесно связаны с окружающим ландшафтом.

Садовые павильоны служат для отдыха, созерцания и медитации.

Мосты обычно используют для пересечения водных пространств. Форма мостов самая разнообразная – горбатые мостики для узких каналов, зигзагообразные одноуровневые мосты для пересечения прудов, шаговые мостики из плоских небольших камней. Материалы для мостов – камень, дерево, бамбук.

Китайские фонари, изготовленные из дерева, стекла, металла, бумаги (красного цвета), служат как для украшения сада, так и несут функциональную нагрузку. Чаще всего они размещаются на стенах или внутри беседки под потолком.

Бамбук – одно из любимых растений китайцев и дешевый строительный материал, который широко применяется для изготовления всевозможных ограждений, ворот, беседок, циновок, решеток. Из-за его недолговечности конструкции из бамбука приходится часто обновлять.

Особого мастерства достигли китайцы в создании разнообразных твердых покрытий. Материалом для них обычно служит разноцветная галька, из которой создаются сложные узоры в виде волн, орнаментов, картин, изображающих растения, что подчеркивает связь дорожек с окружающим ландшафтом.

Каменные львы выполняют роль садовой скульптуры, их всегда размещают у входа в дом или сад в паре. Основное предназначение каменных львов – защита владельцев от неприятностей.

Растения – важная составляющая композиций

Один из главных принципов китайского сада: он должен сохранять свою красоту и привлекательность на протяжении всего года. Любое дерево, кустарник или цветок в китайском саду имеют свой смысл, связаны с сезонными явлениями или событиями из жизни владельцев. Приход весны всегда символизируется цветением вишни, сливы (олицетворяет силу характера), магнолий, граната, а также цветущими декоративными кустарниками – форзицией, рододендронами, хеномелесом (айва японская). Чуть позднее главным акцентом в саду становятся цветущие алые азалии. А осень знаменуется пронзительно-шарлаховой листвой разнообразных кленов.
Основное растение, присутствующее почти в каждом китайском саду, – сосна. Долго живущие вечнозеленые сосны напоминали китайцам о бесконечности времени. С помощью определенных приемов деревья формируют, понижая их высоту и придавая ветвям определенное расположение. О соснах бережно заботятся из поколения в поколение.

Кроме сосен, из хвойных высаживаются можжевельники и кипарисы.

Выращивают в садах лианы (глицинии), некоторые вечнозеленые кустарники (питтоспорум, магония падуболистная и др.), а также древовидные пионы, хризантемы. Бамбук олицетворяет выносливость и стойкость, так как его ветви изгибаются под ветром, но никогда не ломаются. Эти растения часто используются в садах. Искривленные старые или искусственно состаренные деревья – важный элемент китайского сада.

С приходом буддизма важным растением китайского сада становится лотос. Его прекрасные и нежные лепестки являются символом чистоты души Будды, возвышающейся над материальным земным миром.

В традиционных китайских садах нет газонов, а в качестве почвопокровных растений используются некоторые травянистые многолетники (хосты, кислица), а также декоративные злаки.

Бонсаи – сформированные определенным образом деревья и кустарники – элемент, также характерный для китайского сада. Особенно эффектно смотрятся небольшие бонсаи из деревьев (около 0,5-1 м), высаженные в контейнеры и обязательно размещенные на подставке. Чаще всего это сосна, вишня или слива, клены, хеномелес и другие.

Для поэтов и художников древнего Китая было само собой разумеющимся, что художественное пространство не может сводиться лишь к описанию осязаемого «пространства материальной субстанции», а должно затрагивать тонкую субстанцию чувств.
Точно так же понимали свою задачу и первые китайские ландшафтные дизайнеры, то есть те, кто создавал традиционные китайские сады и парки и особенно парки в усадьбах образованной элиты общества.
Небольшой и неглубокий пруд, лотосы и кувшинки, плавающие на чуть зеленоватой поверхности воды, бамбук, растущий вдоль извилистой линии берега, яркая луна и прохладный ветерок… В классическом китайском саду все эти элементы ландшафта, существующие, на первый взгляд, независимо от воли человека, оказывались связанными в единое целое, то есть создавали единое художественное пространство, объемное в пространстве и во времени.

Сад наполнялся ароматом цветов и ароматом поэзии. Простота и элегантность, чистота и свежесть – вот что ценилось более всего.

Создавая сад, древние китайские дизайнеры создавали пространство, которое должно было соответствовать духовным устремлениям владельца сада и стимулировать его духовное очищение и пробуждение. Это было пространство, которое затрагивало самые тонкие эмоциональные струны души обычного посетителя и пробуждало в человеке его лучшие чувства.
Так что, если вы хотите получить настоящее наслаждение от посещения традиционного китайского сада, приготовьтесь к тому, что вам придется разгадать множество художественных загадок, понять символику и расшифровать аллегорию порой самых обычных деталей пейзажа.

Воды и горы
Великий Конфуций писал, что «мудрость находит наслаждение в воде, а доброта обретает счастье в горах», имея в виду, что мудрость – всеобъемлюща, как вода, течение которой бесконечно, а доброта, добросердечие должно быть несокрушимым, как скала.

В свете этого изречения стремление создателей китайских садов и парков обязательно разместить даже на самом небольшом пространстве водоем и создать холмистый рельеф приобретает новое, философское объяснение.Это вовсе не отражение любви к окружающей природе и не попытка ей подражать, а попытка выказать стремление к добродетели и мудрости.
Согласно легендам, император Цинь Шихуанди, обустраивая свой дворец в новой столице новой империи в городе Сяньяне, повелел развернуть русло реки Вэйхэ. Так он создал озеро Чан. Потом же император приказал насыпать в центре водоема священную гору Пэнлайшань, чтобы проводить там время в молитвах и благодарениях за предоставленную ему Небесами силу. Подобная практика создания символических островов или священных гор широко использовалась в последующие столетия.

Три острова в озере Тайе в парке дворца Цзяньчжан в Чанъане времен династии Хань (2 век до н.э.), остров Пэнлай в озере Тайе в саду Большого дворца Мин там же в Чанъане, но во времена династии Тан, три острова в озере Куньмин в Летнем дворце периода династии Цин – это далеко не полный перечень подражаний дизайну сада императора Цинь Шихуанди.

Философия растений

Следование советам Конфуция можно увидеть и в том, как подбирались растения для создания традиционных китайских садов. Мощные и стройные сосны, резкий и жесткий бамбук, распускающиеся самой ранней и еще холодной весной цветы сливы – из-за своих природных особенностей все эти растения ассоциировались у древних жителей китайской империи со стойкостью, устремлением ввысь и целомудренностью.

Цветение китайской сливы

Китайские мыслители древности называли сосну, бамбук и цветы сливы «тремя друзьями в период инея» и использовали их образы в качестве аллегорий соответствующих черт характера человека.

Изображения сосны, бамбука и цвета сливы – одни из самых часто встречающихся в китайской поэзии и живописи, а также обязательные элементы в традиционном садово-парковом искусстве.

Так, например, в летней усадьбе китайских императоров династии Цин в Чэндэ, провинция Хэбэй, под названием «Горное пристанище от летнего зноя» главная дорога обозначена возвышающимися по ее обочинам соснами и называется «Ущелье сосен, дотрагивающихся до Небес».

Жесткость и устремленность вверх бамбука сделала его любимым растением в частных садах образованной китайской знати в регионе реки Янцзы.
Поэт времен династии Тан Бо Цзюйи не только воспел бамбук в своих стихах, но и засадил им практически все пространство своего сада:
В скалах лишь воющий ветер,
и редкий бамбук зеленеет.
Так обернулся — как смотрит.
Что хочет сказать он, о чем?
Су Ши, известный поэт и эссеист периода династии Сун, написал так: «Может быть обед без мяса, но не может быть жизни без бамбука. Без мяса (на обед) люди становятся худыми, а без бамбука – вульгарными».

Ажурные на срезе корни лотоса кажутся очень хрупкими, но они могут давать побеги даже из небольших своих фрагментов. Кувшинки и водяные лилии растут из озерного ила, но распускаются на поверхности воды прекрасными цветками.
Подобные природные особенности этих растений не могли остаться незамеченными китайскими философами. Лотосы и кувшинки стали еще одними символами в китайской философии жизни, олицетворяя такую добродетель человека, как стойкость в самых сложных жизненных обстоятельствах.

В художественном же пространстве традиционного китайского сада лотос и кувшинка стали такими же обязательными элементами, как сосна, бамбук и цветы сливы.

Они не только украшают произведение китайского искусства и пейзажное полотно сада, но и наполняют его глубоким философским содержанием, очищая человеческие сердца и души.

В садово-дворцовом комплексе Совершенной ясности Юаньминъюань (Yuanmingyuan) цветы лотоса покрывали всю поверхность озера, а император Цяньлун с гордостью писал, что «это место, где все мужи – достойные».

Садовники-философы, разбивавшие сад Чжочжэньюань (Сад скромного чиновника) в Сучжоу, в максимально полном виде использовали весь символизм лотоса и кувшинок, сделав их важнейшими компонентами садово-паркового художественного пространства.

Они высадили лотосы и водяные лилии в озеро, которое создали прямо перед главным дворцом, а дворец назвали (в примерном переводе) «Дворец в облаке тонких ароматов, доносящихся издалека». Действительно, аромат цветущих лилий и кувшинок очень тонок, но распространяется на довольно заметные расстояния, так что по вечерам этот аромат окутывал хозяйские покои.

Рядом с искусственным озером, заросшим лотосами и водяными лилиями, построили павильон и назвали его «Павильон неспешного погружения в звуки природы». Тем самым китайские дизайнеры-философы словно процитировали великого китайского поэта поздней Тан Ли Шанъиня, советовавшего «прикоснуться к листьям лотоса, чтобы услышать шум дождя».
Когда лето становится уже частью прошлого, а приближение осени с каждым днем ощущается все сильнее, все, что нужно, это уединиться в садовой беседке в тишине китайского сада и слушать, как капли дождя падают на листья лотоса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *