Никандрова Благовещенская мужская пустынь

В первое воскресенье апреля сего года мы отправились из Санкт-Петербурга в Порховский район Псковской области, чтоб посмотреть город Порхов, а также побывать в Никандровой Пустыни. Про достопримечательности Порхова я уже писал, а теперь напишу про лесной монастырь возле него, место очень приятное, и совсем не похожее на все другие монастыри, которые есть в России. Никандрова Пустынь понравится наверняка всем — здесь есть и объекты для паломничества верующих, и просто красивая природа. А главная особенность монастыря — это его святые целебные источники, ради которых многие сюда и приезжают. Итак, читайте мой рассказ!

Сразу скажу — пустынь уже немного не пустынь…

Когда я приезжал сюда в 2011 году, это место почти никто не знал. И тут было очень тихо, ни души. Только монахи, да несколько местных жителей. Теперь же сюда возят огромными автобусами, и парковка тут забита машинами не меньше, чем у большого супермаркета в столице. Вначале это меня немного опечалило, но потом я убедился, что ничего особо страшного нет — народ как-то равномерно распределяется по огромной территории, и его не замечаешь

У входа можно увидеть остатки древней каменной ограды монастыря

Деревянный храм Царственных Мучеников. Построен в 2000-е годы. Все храмы на территории пустыни — новые, старые не сохранились, от них лишь развалины, или фундаменты.

Изначально здесь и правда была пустынь. Святой Никандр, живший в 16 веке, обладавший способностью исцелять, а также пророчествовать, вызвал сильную ревность других православных деятелей , и его попросили удалиться подальше. В итоге он ушел на болота под Порховым, где молился почти полвека в уединении. После его смерти сюда пришли его последователи, и в память о нем, о его молитвенных подвигах, основали здесь монастырь, посреди лесов и болот

Монастырь был очень скромным. Немного помог ему Борис Годунов — это освободил от земельных податей, разрешив вести свое хозяйство без пошлин. Но с момента основания монастыря, с 1585 года, первые сто лет это была скромная пустынная монашеская обитель. И тут происходит стандартный для тех времен пиар-ход: мощи святого Никандра выкапывают, «обнаруживают» , что они нетленные, и сюда сразу идет поток денег от царя и паломников. Замечу, что такие вещи происходили всегда спустя много лет после смерти святых, когда не было в живых их учеников, которые могли бы возразить после раскапывания могилы их учителя. Канонизация святых спустя много лет после их смерти — почти всегда бизнес-ход для привлечения внимания к своему монастырю, или своей епархии. (В наши дни так же внезапно вознеслась Вырица с их Серафимом Вырицким, который в 2000-е стал чуть ли не главным святым Ленинградской области, при том, что никто не мог внятно объяснить, что в нем святого, но паломники с деньгами в Вырицу — потекли…). Итак, в 1687 году мощи «обретены», а в монастыре начинают строить каменные храмы.

Монастырь богател, развивался. Но в 20 веке беда пришла сюда, как и все другие монастыри и храмы. Монахов отсюда выгнали, священников репрессировали. Во время войны сюда пришли немцы. И хотя религию они даже позволяли возрождать,и благостно относились к православным священникам, при отступлении пустынь была ими разрушена. (По другой версии, все было разрушено еще большевиками). Все, что мы видим сейчас, воссоздано несколько лет назад.

Здесь видно, как восстанавливают исторический облик монастыря — реконструируют башенку, которая была сто лет назад
Церковь «Взыскание погибших».
Восстановленный Благовещенский собор
В последние годы монастырь стал цивилизованным местом отдыха. Тут есть и кафе, и гостиница, и блины, и сувениры
ЧИстенько, уютненько. Кто-то будет сокрушаться, что пустынь стала популярным общественным местом , а не суровым монашеским уголком, но ведь именно обилие посетителей позволяет возрождать монастырь, потому что они приносят пожертвования. Да и христианство намного больше проникает в души людей, когда православие дружелюбно и приветливо, а не отталкивает воротами, охраной, да десятками табличек со словами «запрещено».
Идем к самому главному источнику — источнику Александра Свирского . 7 апреля, но уже тепло. Всю неделю в Петербурге,а также Псковской области, на дворе +13 и солнце.
Надо пройти пару километров через лес
На подходе к источникам — два деревянных туалета. Весьма изящные.
Ворота
Здесь можно поставить свечку.
Свечи лежат в свободном доступе, каждый кладет за них столько , сколько сочтет нужным, а если денег нет, то возьмет бесплатно
Источник, а рядом с ним — купель. Есть два отделения — мужское и женское
Уникальность источника в том, что он — радоновый! Цвет воды изумрудный, вода не совсем прозрачная. Именно так выглядят радоновые источники. Когда вам показывают совершенно прозрачный пруд с легким зеленоватым оттенком, который есть просто у обычной чистой ключевой воды , и говорят, что это радон, не верьте.
Радон быстро распадается на другие элементы, поэтому его целебная радиоактивность исчезнет через полчаса, так что купаться надо в свежей родниковой воде. и пить тоже. Но набрать в бутылки, чтоб пить дома, тоже можно — минералы в родниковой воде будут полезны и дома. В этом бассейне воду набирают для питья, а купаться надо в домике.
Что мы и сделали, массово окунувшись. Вода, естественно,ледяная, причем весь год — таковы свойства подземных ключей. Но уж ради окунания в святую воду — можно и потерпеть.
Источник Александра Свирского — самый красивый и интересный святой источник из всех, что я видел.
Возвращаемся в центр монастыря, откуда расходятся дороги ко всем источникам. Увидели интересного товарища
Вид у него был очень умный, серьезный
Источник Петра и Павла. Это место тоже очень интересное. Дело в том, что тут два колодца,и вода в них разная. В левом «мертвая», в правом «живая». Как и все остальные источники пустыни, они оба считаются целебными. Особенно интересно то, что в них вода — действительно разная. Говорят, даже исследования минерального состава это показали. Вода попадает в них с разных глубин, и состав ее тоже различен. Мы убедились в этом и сами — в левом был сверху лед, он замерзает, в правом льда не было вообще.
Внутри
У левого колодца народа не было — ибо не могли воду оттуда достать
У правого же была большая очередь из бабулек, набиравших воду в десятки своих бутылок. Мы глотнули оттуда чуть-чуть, чтоб не мешать им, и пошли к тому источнику, что промерз
Во льду была дырка, в которую я пропихнул ведро, и набрал воды, а вот вытащить уже не получалось
Но Саша Коновалов долго вертел ведро внутри, стараясь попасть идеально по форме дыры им, и наконец смог вытащить. И мы все попили воды из этого источника тоже, а потом ею поделились с другими посетителями
Пьем и разливаем…
Никандров источник. Идем к нему. Можно попасть от Петропавловского источника двумя путями: или вернуться в центр, и идти оттуда грунтовой дорогой, или срезать через лес. Мы пошли через лес — это намного приятнее. Хоть и начало апреля, а лес тут чудесным образом выглядит совершенно по-летнему!
Дорожка окультурена, есть мостики. Это первый.
Групповое фото в лесу
Как будто лето! А ведь в других местах снег лежит! Чудо!
Пейзажи как на моем родном Карельском перешейке
Второй мостик
Вот и дошли
Идем внутрь. Пробуем и тут воду, а некоторые подливают себе в бутылку, таким образом, у них воды из всех источников
Везде таблички с золотистыми буквами
На перилах ведра. Если налить в них воду, то можно ее потом набирать из кранов, присоединенных ним с помощью труб
Внутри
Источник. Люди приезжают с кучей канистр к каждому источнику.
Идем в центр пустыни. У самого входа остался еще один источник
Здесь монастырские огороды
Это Казанский источник. В нем вода не родниковая, а торфяная, с болотным оттенком. Но пить вполне можно, мы ее пробовали — никакого привкуса и запаха нет, только желтоватый цвет. Правда, основное ее назначение — не питье. Источник считается целебным для глаз, и этой водой надо смачивать глаза.
Дорожка к источнику выложена древними каменными плитами
Тут тоже очередь. Бабули часто не в состоянии поднять ведро, приходится им помогать.
Наши путешественники подходят к источнику, протягивая руки, а я разливаю им святую воду в ладони, чтоб они смочили себе глаза. Сам себе тоже их окропил, в глазах было весьма приятное ощущение потом всю дорогу.
Сидим, пьем чай. Уезжать не хотелось.Здесь мы провели два с половиной часа.Чудесная природа, приятная атмосфера — все это делает место очень уютным и милым! И я рекомендую здесь побывать всем!
Туристический клуб «Восемь Врат» (Спб) : https://vk.com/club17791063

ОБИТЕЛИ СВЯТОЙ РУСИ

А.Е. Крылов

На протяжении пяти веков на юге Лужского уезда С.-Петербургской губернии и пограничных с ним уездах Псковской жители почитают память прп. пустынножителя Никандра (пам. 24.09), прославленного аскетическими подвигами основателя некогда знаменитой Никандровой пустыни.

Каждый год в дни престольных праздников и на память Преподобного в затерянный среди лесов и болот монастырь шли лесными тропами благочестивые крестьяне, ехали петербургские, псковские и новгородские купцы, богомольные местные помещики, а порой и русские Великие Князья.

В девяти верстах западнее древнего русского города Порхова, возведенного в 1239 году молодым новгородским князем Александром Ярославичем, будущим героем Невской битвы и Ледового побоища, Св. блгв. вел. князем Александром Невским, как боевой крепости Новгородской земли для защиты от алчных западных соседей — литовцев и немцев, на огромной площади почти в 150 квадратных верст, раскинулся дремучий Никандровский лес. Богат он строевой древесиной, ягодами и грибами, боровой дичью и промысловым зверем. Неповторимое очарование лесу придают тихоструйные речки и ручьи, покойные озера и мшистые болота, среди которых возвышаются живописные холмы и гривы, покрытые березами и соснами. А еще славится Никандровский лес святыми целебными источниками, близ которых в 80-х годах XVI-гo века иеромонах Исаия основал Свято-Благовещенскую обитель. Позже монашеское братство получило имя преподобного Никандра (1506/07—1581/82) —псковского пустынножителя, проведшего в этом диком лесу в отшельничестве, в строгом посте и неустанных молитвах, более полувека своей подвижнической жизни и причисленного Русской Православной Церковью в 1687 году к лику святых.

История Никандровой пустыни полна интереснейших событий,— возникнув накануне Смутного времени и дожив до установления в России большевицкого режима, монастырь испытал на себе как милость Царствовавших Государей и крупных вельмож, так и тяжелые удары судьбы.

Начало святой обители было благополучным. Вокруг инока Исаии, прожившего в лесу несколько лет отшельником, собирается группа мирян, пожелавших посвятить себя монашеству. Новгородским архиепископом Александром Исаия был рукоположен в иеромонаха и вскоре на том месте, где прежде стояла келия прп. Никандра, стал создаваться монастырь. Строительство его началось с возведения над местом погребения пустынножителя Благовещенской церкви. В храм с погоста Тишинка была перенесена икона Благовещения Божией Матери. Перенесение иконы и строительство церкви было сделано по завещанию прп. Никандра. Святая икона дала название не только соборной церкви монастыря, но и всей обители.

Усердным почитателям памяти преподобного Никандра и щедрым дарителем скромной пустыни был сын бывшего порхавского воеводы Яков Матвеевич Шаврук-Муравьев. В середине XVII века с благословения новгородского митрополита Никона, впоследствии патриарха Московского и всея Руси, он построил в монастыре три церкви: во имя преподобного Никандра, прп. Александра Свирского и Святой Троицы. Все три храма были деревянные.

Большое содействие Никандровой пустыни оказывали русские Цари. В 1667 и 1677 гг. Царь Алексей Михайлович пожаловал монастырю много пустошей. Щедро жаловал обитель и царь Феодор Алексеевич. Монастырю дары эти были жизненно необходимы, ибо несколькими годами ранее он испытал два тяжелейших разорения. В 1665 году поляки, вторгнувшиеся в псковские и новгородские земли, не остановились перед тем, чтобы взять штурмом затерянную в глухом лесу тихую пустынь. Иноки с большим мужеством защищали свою обитель, дело доходило до рукопашных схваток, но силы были слишком неравны. Рассвирепевшие от оказанного сопротивления иноземные солдаты убили монахов, разграбили монастырь, а игумена увели в плен, где он находился почти год. В 1673 году пустынь постигла новая беда: случился сильный пожар, уничтоживший все деревянные строения.

Свято-Благовещенская Никандрова мужская пустынь. Фото 1910-х гг.

Но святая обитель не погибла, она воскресла из пепла к новой жизни и окрепла. Вместо сгоревших деревянных церквей были построены каменные. В южной стене соборной Благовещенской церкви был установлен гроб с мощами пустынножителя Никандра. В 1687 году в жизни монастыря произошло великое торжество: 29 июня по благословению патриарха Иоакима были обретены мощи Преподобного. Найденные нетленными, они были переложены в новую раку и установлены на прежнем месте. Православная Церковь причислила прп. Никандра к лику святых. Было написано житие прп. чудотворца Никандра и составлена служба ему, установлен праздник памяти Угодника в день его преставления — 24 сентября. Память святого совершается также в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. При соборной церкви настоятели монастыря устроили придел во имя святых апостолов Петра и Павла, в память обретения мощей преподобного Никандра — 29 июня. В этот день в обители начали совершать третье празднование преподобному. С тех пор Благовещенская обитель стала именоваться Свято-Благовещенской Никандровой пустынью.

В 1764 году, по учреждении штатов, когда по указу Императрицы Екатерины II большинство русских монастырей было упразднено, Никандрова пустынь была оставлена на своем содержании, в ней положено быть строителю и шести инокам.

В конце XVIII-гo века скромный заштатный монастырь, несмотря на это, возвысился и благоустроился в бытность его настоятелем архимандрита Геннадия, — при нем на небольшую обитель, уединившуюся в глухих псковских лесах, посыпались щедрые дары Императора Павла I. Царским указом от 20 ноября 1830 года численность монашествующей братии была определена в 30 человек. В том же году монастырь был причислен к ордену св. Иоанна Иерусалимского и ему была пожалована многокрестная ризница с крестами ордена.

Новый подъем Никандровой пустыни пришелся на 50-е годы прошлого века, когда обитель возглавил архимандрит Игнатий. В 1855 году по случаю избавления жителей Порхова от холеры, свирепствовавшей в 1831, 1848 и 1853 годах, был установлен ежегодный крестный ход из пустыни в Порхов.

В конце 19-го века Никандрову монастырю принадлежало 4836 десятин окружающих его земель и 14 пустошей в уезде общей площадью 2081 десятина.

Годовой доход пустыни составил 19 тысяч рублей. В обители жило 17 монахов и 99 послушников. Монастырь содержал школу на 45 детей в сельце Любовце, имел мелочную лавку, а в Порхове — подворье.

Пустынь занимала довольно большую площадь. В плане это был шестиугольник с протяженностью стен 233 сажени (496 метров). Внутри монастыря размещалось много строений. Церквей было четыре. В центре возвышался Благовещенский храм, главной святыней которого была рака с мощами Св. Никандра. Она была серебряная, чеканная с чернеными по сторонам клеймами и кипарисовой верхней доской, на которой был изображен Преп. Никандр с нимбом вокруг головы, сделанным из дорогих камней. Рака была изготовлена в 1797 году на средства графа Н. П. Шереметева. Он пожертвовал обители также два громадных серебряных подсвечника весом более 7 пудов и серебряные вызолоченные ризы на иконы Спасителя, Знамения Божией Матери и большую храмовую икону Благовещения. Серебра на эти предметы пошло 12 пудов 20 фунтов, золота 15 фунтов, камней — 16255 штук. Около раки на стене находился образ преподобного Никандра во весь рост. Одной из драгоценных реликвий Благовещенской церкви было Евангелие 1698 года весом в 1 пуд 15 фунтов.

Над Благовещенской церковью находилась церковь Святой Троицы, возведенная в 1801 году вместо сгоревшей деревянной. Были еще церковь святителя Геннадия, Патриарха Цареградского, построенная архимандритом Геннадием в 1802 году, и деревянная церковь святых Кирилла и Мефодия. Она была поставлена в 1891 году на кладбище.

Кроме четырех церквей, в монастыре было еще пять часовен. Они стояли по углам монастыря. В одной из них хранился дубовый гроб, в котором находились мощи преподобного Никандра до переложения их в раку. Небольшие деревянные часовенки были построены также на всех святых ключах, — прпп. Зосимы и Савватия Соловецких — на «Глазном», во имя Явления прп. Александра Свирского — на дальнем, в 2-х километрах за кладбищем.

Четыре раза в году в пустыни совершались крестные ходы: 15 мая, по случаю избавления жителей Порхова от холеры, — от монастыря до города; там икона прп. Никандра оставалась до 23 мая, 29 июня — к часовне Петра и Павла; 1 августа — к часовне около ярмарочной заставы и 24 сентября — вокруг обители с обнесением мощей прп. Никандра.

Еще живы некоторые порховичи, помнящие монастырь, его службы, крестные ходы. Это были впечатляющие, незабываемые праздники. Особенно охотно вспоминают старожилы города о крестном ходе 15 мая (совершался до 1931 г. — Ред.). Вот как рассказывает об этом в своих воспоминаниях старый порховчанин Борис Васильевич Богданов:

«К выносу иконы преподобного Никандра в монастыре собиралось огромное количество народа. Икону выносили из церкви, ставили на высокие носилки с ножками. Желающих нести лик с изображением любимого святого было множество. Ковчег с иконой несли на плечах попеременно, так как путь был далекий (от монастыря до города 19 верст). Походная процессия растягивалась на многие сотни метров. Все встречные становились в ряд на колени, и икону проносили над их головами.

Путь процессии проходил через деревни Веснино и Вячок, Сторожевую гору и деревню Селище. За два дня крестный ход добирался до Порхова. При приближении к городу во всех церквах били в колокола. Встречать святыню обители выходили за город священнослужители с хоругвями и крестами. Встречный крестный ход (из 12-ти приходов) возглавляла Подоклинская местночтимая икона Божией Матери «Отрада» (пам. 21.01). В этот день во всех городских церквах начинались богослужения которые шли несколько дней.

Изъяснение плана Благовещенской Никандровой пустыни

  1. Соборная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы.
  2. Церковь Святой Троицы.
  3. Колокольня со святыми Воротами.
  4. Часовня Святого Креста.
  5. Церковь прп. Геннадия.
  6. Настоятельские кельи.
  7. Трапеза и братские кельи.
  8. Ограда с башнями.
  9. Конный двор со службами.
  10. Мастерские и кладовые.
  11. Гостиницы.
  12. Ярмарочные балаганы.
  13. Ярмарочные службы.
  14. Фуражный сарай.
  15. Дорога на кладбище с часовнею.
  16. Монастырские огороды и сады.
  17. Братская баня.
  18. Шоссе к г. Порхову.
  19. Дорога к часовне прп. Никандра.
  20. Дорога к источнику.

Крестный ход продолжался по городу. От Троицкого собора, находившегося в центре города, он проводился по кольцевому маршруту, захватывая Духовную и Троицкую слободки на противоположном от собора берегу реки Шелони, делящей Порхов на две части. В течение всего крестного хода над городом плыл радостный благовест — колокольный звон всех городских церквей».

Большие толпы народа собирались у стен монастыря и в другие праздники. Здесь на лугу устраивались торговые ярмарки с разнообразными товарами. Приезжали порховские, псковские и купцы из других городов. Большим спросом пользовались знаменитые талибские снетки из Псковского озера. Ежегодно образ Преподобного обносился крестным ходом по всем приходам и деревням Порховского уезда.

Порхов. Благовещенский и Троицкий соборы

К мощам любимого народом святого и его величественной иконе, не только в дни торжественных праздников и богатых ярмарок шли люди в этот чудесный уголок девственного леса, но и во всякое время по молитвам своим получая исцеление от разных недугов. Способствовали этому и издавна известные расположенные вблизи монастыря св. источники с целебной водой, где богомольцы излечивались при заболеваниях кожи, суставов и других органов. Все источники (а их было более пяти), были освящены и благоустроены. Над хорошими срубами были поставлены часовни, вокруг стояли удобные скамейки. Дорожки, ведущие к источникам, были ухожены, регулярно посыпались желтым песком. Паломник чувствовал себя здесь умиротворенным и быстро набирался сил и здоровья.

Для богомольцев, пришедших в монастырь издалека, была построена большая гостиница. В трапезной стояли длинные чисто выскобленные столы с двумя рядами скамеек. Чистота поддерживалась на всей территории монастыря. В обитель стекались богомольцы из разных губерний России. По преданию, каждый паломник, приходивший в пустынь, должен был принести с собой камень и положить его на дорогу. Так была вымощена дорога, идущая через монастырь от деревни Веснино до сельца Любовец (общая протяженность 14,5 километров). Остатки ее кое-где еще можно видеть.

У Никандрова монастыря было образцовое хозяйство, обеспечивавшее иноков и послушников всем необходимым для жизни. В конюшне стояли огромные вороные битюги для перевозки грузов, на скотном дворе содержались дойные коровы. В обители были большие огороды, где выращивались картофель и овощи, фруктовые сады, пасека. Были здесь и свои мастерские — сапожная и портняжная, в течение всей осени работали ветряная мельница и крупорушка, обслуживавшие не только монастырь, но и близлежащие деревушки. Лес давал грибы и ягоды, речки и озера — рыбу.

Порхов. Подворье Никандровой пустыни. Фото 1910-х гг.

Никандрова пустынь процветала вплоть до большевицкого переворота. После 1917 года, когда власть в Порхове взяли революционные солдаты и рабочие, стало ясно, что дни ее сочтены. Началась массовая национализация фабрик и заводов, крупных мастерских и частных лавок. Конфисковывались дома, крестьянами захватывалась господская земля. Все это сопровождалось антирелигиозной пропагандой и борьбой с Православной Церковью. Местные власти косились на приютившийся на территории «их» уезда последний «оплот мракобесия и религиозного фанатизма», но пока терпели его. Впрочем, случай закрыть обитель скоро представился. В августе 1919 года сюда вторгся со своим отрядом «атаман крестьянских и партизанских отрядов, командующий войсками Псковского и Гдовского районов» служивший с февраля по ноябрь 1918 г. в Красной, а затем в Северо-Западной Белой армии, подполковник С. Н. Булак-Балахович и учинил разгром. Были разграблены церкви, монастырская казна, сожжено подворье, превращены в груды макулатуры библиотека и архив.

Никандрова пустынь. Часовня прп. Никандра

Похозяйничав в обители с неделю, отряды батьки Булак-Балаховича отступили, и их сменили красные части. Войска атамана перед отступлением ограбили монастырь и увели большую часть скота. С ними ушли также почти все молодые монахи.

После водворения в крае красных войск, в 1920 году Никандров монастырь был вторично разграблен большевиками, рака прп. Никандра — осквернена. А через два года — в 1922 году — обитель была закрыта. Почти ничего не известно о дальнейшей судьбе иноков пустыни. Последним настоятелем обители был архим. Мефодий, духовником — иеромонах Тихон, казначеем — иеромонах Даниил. Помнят старожилы и юродивого звонаря — о. Власия. Часть монахов после закрытия обители перебрались в Псково-Печорский монастырь, самые старые и больные остались доживать свой век в богадельне, организованной на базе монастыря для престарелых и нетрудоспособных. В конце 20-х годов богадельня была закрыта, и на месте обители организована сельскохозяйственная коммуна. Коммунары, жители деревни Любовец, что в семи километрах от монастыря, поселились в двухэтажном доме настоятеля и заняли под свои нужды хозяйственные строения монастыря. На 20 гектарах земли, выделенной им районными властями, они выращивали рожь, овес, овощи, разводили скот. При коммунарах оставался жить и один монах обители, имени которого никто не помнит.

О том, как выглядел монастырь в то время, рассказывает 69-летняя жительница деревни Любовец — Валентина Ивановна Хорькова:— Я тогда была еще девочкой, но монастырь помню хорошо. Издалека был виден, стены длинные, белые, над ними церкви возвышаются. Особенно запомнилась Благовещенская церковь. Какая красивая была! Купол голубой, а по нему звезды золотые рассыпаны. Внутрь войдешь — радостный трепет охватывает. Особенно, помню, поразили меня огромные подсвечники. Нигде больше таких не видела. Рядом стояли еще две церкви. Очень много было хозяйственных построек: квасоварня, кузница, житница, разные погреба. По всему монастырю — дорожки из плит. Райский утолок. Теперь нет ничего…

После коммуны, распущенной лет через шесть, на ее месте некоторое время действовала кустарная мастерская. В начале 1930-х годов монастырь был разгромлен. Разгромом святой обители руководили порховские коммунисты, выполняли их волю отрекшиеся от Бога мужики из соседних деревень. Взрывали и ломали церкви, часовни, монастырские стены, иноческие кельи, хозяйственные строения. Своеобразную заботу погромщики проявили о большом колоколе, висевшем на звоннице над монастырскими воротами (весом 360 пудов 37 фунтов; 13 пудов весил его язык). Чтобы он не разбился, падая, при ударе о землю, на снег (это происходило зимой) положили большую кучу хвороста. Напряглись, потянули за веревки — и 300-пудовый богатырь, могучий призывной звон которого во дни богослужения был слышен за 20 верст, качнувшись, рухнул вниз, пробив насквозь кучу хвороста и сугроб. Удар о мерзлую землю был так силен, что от колокола откололся большой кусок. И далеко окрест разнесся сжимающий сердце гул сокрушенного исполина… С помощью ваг взвалили на дровни, и лошади, натягивая изо всех сил гужи, потащили его по застывшему в снегах лесу в Порхов. Говорят, по дороге колокол упал с дровней, словно не желая покидать родную обитель…

Дальнейшая судьба колокола неизвестна, большие монастырские часы, были увезены во Псков и до сих пор, «украшают» областной Дом Советов. Кирпич же от разломанных монастырских построек местное население развезло по домам для своих нужд.

Из всех монастырских строений до начала Великой Отечественной войны сохранился лишь прекрасный дом настоятеля. В годы 2-й Мировой войны была предпринята попытка возобновления монастыря, — в 1941 г. Митрополитом Литовским и Виленским, экзархом Латвии и Эстонии Высокопреосвященным Сергием (Воскресенским). Им настоятелем Никандровой пустыни был назначен иеромонах Андрей (Тишко), однако после его трагической гибели монастырь пустовал. Затем его облюбовали для себя немцы, создав здесь контору по заготовке древесины. Пилить лес заставляли окрестное население. Лес был сильно вырублен, целые составы с порховской древесиной отправлялись в Германию. Отступая под ударами советских войск, немцы успели разрушить дом настоятеля. Правда, первый этаж уцелел, и в нем до начала 50-х годов жил местный егерь. Позже и этот дом был разобран на кирпичи, и теперь от него ничего не осталось.

После войны любители легкой наживы из числа жителей деревни Дуброво перекопали все монастырское кладбище в поисках драгоценностей. Следы действий святотатцев сохранились до наших дней: надгробные плиты сдвинуты с мест, рядом зияют ямы, каменные кресты одни — прислонены к деревьям, другие — просто лежат на земле…

— А что стало с теми людьми, что надругались над телами усопших? — спросил я у старейшей, 87-летней жительницы деревни Любовец — Татьяны Васильевны Васильевой.

— Всех наказал Господь, — вздохнув, ответила Татьяна Васильевна.— Один повесился, другого убили в Прибалтике, третьи пропали неизвестно где, даже родственники ничего не знают.

Что же осталось от некогда цветущего монастыря, принимавшего паломников со всей России? Человек, добравшийся сюда ныне по разбитой тяжелыми машинами и тракторами дороге, увидит остатки кирпичной монастырской стены и колокольни, фундаменты каких-то зданий, несколько старых дубов, труднопроходимую туевую аллею, заросшие пруды. Невдалеке от монастыря — три колодца-источника целебной вкусной воды (до четвертого нужно долго идти) и заброшенное кладбище. А поднявшись по узкой тропинке на небольшой крутой холм в центре монастыря, поросший деревьями и декоративным кустарником, пришедший сюда увидит скромной железный крест в простой бетонной раковине за низкой железной оградой, в киоте на кресте — икона с изображением седобородого монаха во весь рост.

Жители окрестных деревень нисколько не сомневаются, что здесь под спудом покоятся мощи преподобного Никандра, хотя никто не скажет, кто и когда предал их земле после того, как рака святого была вскрыта и обследована советской комиссией в 1920 году1. Крест на месте разрушенной Благовещенской церкви появился после войны. Современный же вид могила прп. Никандра приобрела около десяти лет назад. Прежде она была обложена диким камнем — известняком, крест был деревянный, а ограды не было совсем. Она производила суровое впечатление могилы аскета. В Пасху, в Благовещение, в день святых апостолов Петра и Павла, в день памяти преподобного Никандра и в другие дни сюда, в заросший высокими травами монастырь приходят небольшими группками жители ближних деревень и горожане, чтобы поклониться месту подвига и трудов крестьянского сына Никона из псковской деревни Виделебье, ставшего известным всем православным христианам прп. Никандром пустынножителем, святым подвижником, всю свою тяжелую жизнь молившимся Богу за всех нас, грешных, и чье присутствие до сих пор ясно ощущается в этом поруганном, но по-прежнему и навсегда святом месте…

Никандрова пустынь. Остатки основания колокольни и бывшего дома настоятеля.
Современный вид

Вместо эпилога

Наш рассказ о Никандровой пустыни был бы неполным, если бы мы не сообщили еще нескольких фактов, касающихся судьбы монастыря. В настоящее время от деревни Любовец в сторону монастыря строится насыпная дорога. Строительство ведут псковские дорожники. Для чего? Директор Порховского лесхоза А. Т. Орлов, по чьей инициативе началось строительство дороги, заявил, что оно было вызвано противопожарной безопасностью леса, необходимыми санитарными рубками и тем обстоятельством, что паломникам тяжело добираться до монастыря по старой дороге. Хотелось бы верить этому заявлению руководителя лесхоза и тому, что от деятельности его организации не пострадает лес вокруг святой обители. Жаль только, что строительство дороге не будет продолжено от монастыря до деревни Веснино, в сторону Порхова: старинная монастырская дорога изуродована современной тяжелой техникой, мосты через речку Демянку и широкий канал сгнили и обрушились. А желающих добраться до бывшего монастыря именно с этой стороны немало. Летом 1992 года по инициативе Порховского музея истории края его сотрудники начали проводить пешеходные экскурсии с отдыхающими курорта «Хилово», расположенного в 11 километрах от монастыря. Организуются небольшие группы из порховичей. Приезжают на священные руины паломники из Пскова, С.-Петербурга и других городов. Посещают могилу преподобного Никандра, молятся и возжигают на ней свечи, совершают омовение на святых ключах (кстати, в одном из колодцев рабочие Порховского лесхоза в июле 1992 года поставили новый сруб, сделали навес. Спаси их Господи!). Святое место не остается пустым.

Но многие люди мечтают о другом: о восстановлении иноческой обители, о том, чтобы она вновь стала духовным центром нашего края, чтобы сюда, как в прежние, до бесовской большевицкой смуты времена, шли и шли по лесным дорогам, с просветленными лицами и молитвой на устах, тысячи паломников со всей святой Руси.

Господи, сделай так!

1 По другой версии, мощи прп. Никандра были тайно похоронены в Любовце.— Ред.

05.09.2015г. Меня зовут Алексеева Алла. Многие читатели знакомы с моими рассказами и моими блогами, которые я веду в Интернете. Для многих не секрет моя история и мой жизненный путь. Путь в поисках своей второй половинки, женского счастья, а главное, путь в желании обрести здоровье.
В моей жизни было время, когда я уже собралась умирать, не видела больше никакой цели, никакого просвета в будущем, страдала от сильнейшей боли, которая резала острым ножом и каплями перетекала из головы в шею, страдала от непрекращающегося кашля. Мне помогла моя сестра Ланина Катерина, которая сказала: «Умереть ты успеешь всегда и какая разница, умрешь ты лежа, или в пути. Встань и иди»!
Сестра пригласила съездить меня на праздник Успения Божьей Матери в г. Печоры. А потом уговорила искупаться в Святой купели д. Камно. Три года, раз в неделю, в любую погоду и при любом самочувствии мы с сестрой ехали окунаться в купель. Остановитесь на мгновение и вдумайтесь в эти простые слова. ТРИ ГОДА, в ЛЮБУЮ ПОГОДУ, раз в неделю мы купались в купели, находящейся в Камно. Вода в купели всегда плюс четыре градуса. Купель находится в деревянной часовенке, температура воздуха в часовне равна температуре воздуха на улице.
Сейчас я хочу поделиться с вами своим опытом. Я очень благодарна Господу за силы, которые он нам дает, я благодарна своей сестре, которая своим примером убедила меня в том, что главное для здоровья — встать и идти. А места силы, святые места и купели дают заряд и энергию,
Сестра научила меня и показала путь, я хочу научить вас и показать путь к здоровью. Сейчас я понимаю, как это важно, передать эстафетную палочку. Тот, кто еще не совсем отчаялся и способен верить в чудеса исцеления, услышит меня и пойдет следом за мной.
Очень долго я искала и ждала свою вторую половинку. Уже давно я понимала, что мой мужчина будет так же как и я любить Псковскую землю и Святые источники. Я даже загадала, что мой мужчина будет купаться в источниках так же как и я.
Однажды, стоя около Св. источника прп. Никандра Псковского, пустынножителя, я громко попросила: «Дай мне мужчину и пусть это будет мой мужчина, тот который нужен мне и которому нужна я».
И теперь я безмерно рада, что нашла близкого мне по духу человека. Человека, который ведет здоровый образ жизни, который прилагает усилия для поддержания своего здоровья. Его зовут Сергей Комков.
Теперь, когда мы вместе, сила, направляющая нас удвоилась. Этой силой данной мне Богом и провидением я хочу поделиться с теми, кто еще не утратил надежду, кто готов пересилить свою боль, кто готов встать с постели.
Помните, что не важно, где умирать. Умереть ты успеешь всегда и какая разница, умрешь ты лежа, или в пути. Встань и иди!
Вы ни разу не посещали Никандрову пустынь? Срочно нужно поехать! Есть в этой обители все, что нужно для путешественника, для паломника и для человека желающего обрести здоровье. Главное, что мне очень нравится, то, что территория Никандровой пустыни огромна, можно приехать на целый день и ходить от одного источника к другому наслаждаясь красотой места, тишиной, покоем.
Здесь много животных: козы, куры, коровы, голуби. Вот и кот пристроился на перилах в церковной лавке. Никого не боится. Не видела я в Никандровой пустыни только собак.
Зайдите в церковную лавку. Там продают козье и коровье молоко, яйца от домашних кур, творог и сметанку, а еще церковные, большие как тарелка, пряники с настоящим повидлом. Мы с Сережей купили всех продуктов. Как давно я не ела такой вкуснятины!
Воздух в Никандровой пустыни совсем другой, целительный. Походишь так от одной Святой купели к другой и так аппетит разыграется!
На запад от монастыря, находится Св. источник прп. Александра Свирского. Вы найдете разные сведения в Интернете о расстоянии до этого источника. Одни пишут, что километр, другие, что два. Люди, которые нам повстречались на пути к источнику, сетовали на то, что идти к нему далеко. Многие кто приехал в Никандрову пустынь с туристическими автобусами так и не дошли до этого источника. А ехали зачем?
А мы, приехав в Никандрову пустынь, первым делом спешим к этому источнику. Спешим, чтобы прийти, пока нет множества паломников. Я не люблю большие скопления людей, не люблю окунаться в спешке.
Лучше всего приехать к источнику в будние дни. Совсем не интересно ехать с туристической группой. Тогда пробежите «галопом по Европам», так ничего толком и не разглядев.
А многие приезжают в источники с последней и единственной надеждой на исцеление. Окончательно потеряв веру в медицинскую помощь. Приезжают для того, чтобы окунуться разок и выйти из воды исцеленными.
А не найдя потом исцеления, говорят, что купались, да не помогло.
Я окунаюсь в Св. источники более четырех лет. Причем делаю это регулярно. Я могу судить о силе и полезности источников.
Когда сестра привезла меня в первый раз в дер Камно. Я посмотрела, как она купается, потрогала холоднющую воду рукой и решила для себя, что никогда так не смогу и не буду. Слишком холодна вода в купели. Я думала о том, что не смогу себя заставить войти в эту воду даже по колено. Но, так как мое самочувствие было ужасным, настал день, когда мне сало все-равно куда лезть, лишь бы что-нибудь помогло. На тот день я совсем разуверилась в помощи врачей, уже занималась самолечением и перепила все таблетки от кашля, которые нашла в Интернете и на витрине аптеки. На тот день я пила таблетки горстями и мне казалось, что я смогу найти наконец такую волшебную таблетку которая начнет мне помогать. Для обезболивания я стала смешивать Диклофенак с Кеторолом в одной ампуле и делала сама себе уколы. Вся моя попа была синей. Синяки от уколов не сходили с нее. По развитию антибиотиков я могла прочитать лекцию студентам медицинского института. Когда меня терапевт спросила, какие таблетки я принимаю, она, услышав название более двадцати лекарственных средств, махнула на меня рукой и сказала, что мое место в Богданово, где находится лечебница для психически больных людей.
Купель была последней надеждой. И в первый раз я зашла в воду по колено. Вода обожгла холодом, а я поняла, что не так уж и страшно. Я поняла, что я могу зайти еще немного глубже. Потом еще немного. В четвертую поездку я один раз окунулась по шею и опрометью выскочила из воды. Тогда я поняла, что я смогла! Смогла сделать это! Адреналин будоражил кровь, сердце распирала гордость. Я смогла, я сделала это!
А тем, кто решился попробовать силы воды из купелей, я скажу: не нужно особенно стремиться действовать, как правильно. Действуйте, как сможете! Сегодня вы смогли зайти в воду по колено, а завтра смогли окунуться по шею. А послезавтра начнете окунаться с головой! А еще через какое-то время сможете даже нырнуть три раза и между ныряниями с головой читать молитву и креститься. Что значительно увеличивает время пребывания в холодной воде. Делайте по силам своим.
Окунаться по три раза с головой я начала только через год регулярного посещения купелей дер. Камно в Старом Изборске и в г. Печеры.
Чтобы окунуться с головой я придумала держаться за поручни лестницы ведущей в купель. Как только я нашла точку опоры, мне стало не страшно утонуть, потеряв равновесие. Дорога, ведущая в Св. купель оказалась действительно длинной. Сначала она шла вдоль хозяйственных построек, потом шла около кладбища с каменными крестами, потом по лесу и, в самом конце, по болоту. В болоте на земле лежал деревянный настил из тонких бревнышек, окантованных по краям. Место, где расположен Св. источник очень облагорожено. Постройки сравнительно новые, кругом чистота и порядок. Вода в купели для омовения попадает из небольшого бассейна, расположенного спереди купели. Радоновая вода, действительно, сине-зеленого цвета. Сразу видно, что она необыкновенная, на ощупь очень холодная. Всунешь руку в эту воду и хочется отдернуть, так она холодна. Сережа говорит, что в прошлый свой приезд купался в этом бассейне, мне тоже очень хотелось. Но вокруг были паломники. Они набирали воду из бассейна в большие емкости для воды. А сама купель делилась на два отделения для мужчин и для женщин. Так они и купались отдельно, разделяясь на два потока.
Я тоже окунулась в купели. Я всегда купаюсь голая. Никакие полотенца с собой не беру. Вода из купели высыхает мгновенно. Я беру с собой только расческу, мне хорошо купаться с головой, волосы у меня короткие.
Купель оказалась глубокой. Я зашла в нее, воды было по шею. Даже почти не пришлось подгибать колени, чтобы окунуться три раза с головой. А креститься приходилось прямо в воде. Через стену я слышала, как Сергей разговаривает с мужчинами в купели с другой стороны. Он тоже давно купается в купелях и ценит силу холодной воды. А в этой воде еще много минералов, еще эта вода освящена церковью.
Сейчас, в поездку по Святым местам, я беру два платка: одни на голову, второй вместо юбки.
Еще, я перестала стесняться людей. И особенно стараюсь заразить своим энтузиазмом тех, кто приехал в купель в первый раз и очень боится холодной воды. Когда незнакомые мне люди смотрят, как я купаюсь, они становятся смелее и решительнее. Я заговариваю с женщинами, обязательно похвалю водичку за ее тепло. Очень часто я приговариваю вслух, как хороша и полезна сила воды. Я заметила, что окружающие внимательно слушают и стараются оказаться рядом, чтобы послушать, что я скажу про воду.
А вода в купели оказалась теплой. Стоял солнечный сентябрьский денёк, и она прогрелась в домике. Меня, конечно же, тянуло в синюю ледяную радоновую воду бассейна. Я вышла из источника и некоторое время сомневалась, что делать. Вокруг были паломники и искупаться в бассейне не представлялось возможным, так как они набирали из него воду. На деревянных стульях нашлось большое ведро. Сергей набирал мне воды а я, быстро раздевшись до трусов, выливала ее себе прямо на голову. Я чувствовала спиной, что никто не осуждает моих действий, что женщины, которые находились рядом тоже стали раздеваться прямо на улице, для того, чтобы тоже облиться радоновой водой. Сергей наливал и подавал женщинам воду.
А я, сказав, что эта вода самая волшебная и принесет здоровье, вылила на себя последнее ведро воды. На короткое время вода, сверкающим потоком, заслонила меня от глаз людей. Она была восхитительно холодной!
Я вижу, что Сергей очень нравится женщинам, он легко находит со всеми общий язык. То, что он рядом, подогревает женскую смелость. Потоком льется вода на оголенные спины. Слышны радостные возгласы. Я думаю, что мы едины перед Богом, и мужчины и женщины. В обливании водой нет ничего неприличного. Многие сильно больны, а многие неизлечимо больны. Мы равны перед вечностью. И если присутствие мужчины делает женщин смелее и решительнее, я только рада этому.
Если идти к источнику прп. Александра Свирского в Никандровой пустыни, то справа найдете кладбище с каменными крестами.
Путешествуя по Святым местам Псковской обл., я и раньше обращала внимание на эти каменные кресты. Особенно много их в Старом Изборске. Но такое количество крестов я увидела впервые. Теперь я стала их фотографировать и у меня даже набралась небольшая коллекция фотографий.
В Никандровой пустыни, множество раз разоренной, из памятников старины сохранились полуразрушенные стены колокольни, руины крепостной стены, и эти кресты на старинном кладбище.
Особенно печально видеть такие кресты в музеях. Здесь кресты — надгробные памятники. Ни в коем случае нельзя забирать их оттуда, где они стоят. Обратите внимание на прямоугольную форму лопастей креста. В некоторых местах Псковской обл. кресты округлые. Сергей очень трепетно относится к памятникам старины и, особенно, к таким крестам. Это он показал мне, где находится это кладбище, иначе я пробежала бы мимо.
Особенно известным является Труворов крест. Долгое время он стоял наклоненным и был темно-серого цвета. Приезжая в Старый Изборск, я всегда прислонялась в Труворову кресту, ощущая, как в меня вливаются силы. Сейчас крест выпрямили и отбелили, и мне кажется, что место потеряло свою силу.
Основная часть крестов в Псковской обл. такая как эти с прямоугольными лопастями, еще встречаются каменные кресты с расширяющимися и ромбовидными лопастями, единичные формы крестов — крест в круге. Эти кресты очень важная часть исторического наследия Псковской земли. И, поскольку я заинтересовалась этим вопросом, я буду собирать фотографии найденных каменных крестов. И, обязательно покажу эти фотографии. После войны кладбище перекопали в поисках старинных вещей и сокровищ. Поэтому некоторые кресты потревожены, стоят, прислоненные к деревьям, или лежат на земле. Сергей интересуется историей Псковской земли и возит меня во все места, в которых был когда-то сам и которые показались ему интересными. Очень хорошо, когда в путешествии рядом с вами окажется такой знающий проводник. Как я уже писала, святые места никогда не откроют вам своих тайн в первое посещение. Некоторые места нужно посетить несколько раз. Желательно не делать это в суете и бегом. Наступит время, когда вы научитесь видеть и тогда вам приоткроются многие тайны святых мест. Найдутся люди, которые проведут вас и покажут место так, как вы его никогда не видели. Вы словно прозреете.
Эти каменные кресты притягивают Сергея как магнит. Везде, где он бывал, он находил эти каменные кресты и очень волновался за судьбу каждого креста.
Сергей интересный человек. Он байкер, и выделяется из мужского общества одеждой и манерой поведения. Но это лишь как принятие своей непохожести на остальных и, как мне кажется, попытка отнести себя к какому-то сообществу людей.
Мне очень нравится идея фильма «Дивергент» (отклоняющийся). В фильме общество разделено на пять фракций: «Эрудиция», «Дружелюбие», «Искренность», «Отречение» и «Бесстрашие». Каждый подросток, достигший 16 лет, должен пройти тест, чтобы определить, к какой фракции он принадлежит. Дивергент отличается от остальных людей тем, что он может принадлежать нескольким фракциям или ни одной. Он нестандартно мыслит и не подчиняется правильным идеям общества.
Я вижу таких людей как Сергей, так же как главную героиню этого фильма. Она тоже пытается принадлежать одной фракции, хотя очень скоро выясняется, что она не такая как другие.
Никандр был не такой как все другие люди, я бы тоже сказала, что он Дивергент. Другого сравнения мне к нему не подобрать. Он пытался найти себя в обществе монахов, но предпочел пустынножительство, живя отшельником среди болот. Но и там люди нашли его, они шли к нему за помощью в своих недугах.
Я скажу тем, кто отчаялся, но не сдаётся: «Идите к Св. Преподобному Никандру Псковскому пустынножителю со своими недугами, бедами и вопросами, просите то, что хотите громко, во весь голос и вы будете услышаны. И вам будет дан ответ на ваш вопрос».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *